Литература
Аннотация крабочей программе по литературе 5-11 кл.
Рабочаяпрограммаполитературедля5-9классасоставленанаосновеФундаментального ядрасодержанияобщегообразованияиТребованийкрезультатамосновногообщего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандартеобщегообразованиявторогопоколения,атакжевсоответствиис рекомендациямиПримернойпрограммы(Примерныепрограммыпоучебнымпредметам. Основнаяшкола.В2-хчастях,М.:«Просвещение»,2014год);савторскойпрограммой В.Я.Коровиной.-Москва«Просвещение»2014 иучебникадляучащихся5-9классов общеобразовательныхучрежденийсприл.наэлектрон.носителе.В2-хчастях/М: Просвещение, 2014.
Программа детализирует ираскрывает содержаниестандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитанияи развитияучащихся средствамиучебного предмета в соответствиис целями изучения литературы, которые определены стандартом
Данная программапредставляет собойпрактическийкурслитературыдляучащихся, получающихобразование по УМК следующихавторов:
В.Я.Коровина -Литература5 классподред.В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина.-Москва«Просвещение»2014
В.Я.Коровина-Литература6 классподред.В.П. Полухиной- Москва«Просвещение» 2014
В.Я.Коровина-Литература7 классподред. В.Я.Коровиной-Москва «Просвещение»2014
В.Я.Коровина-Литература8 классподред.В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина.-Москва«Просвещение»2014
В.Я.Коровина-Литература9классподред.В.Я.Коровиной,И.С.Збарского, В.И.Коровина.-Москва«Просвещение»2014
Главными целями изученияпредмета«Литература»являются:
•формированиедуховноразвитойличности,обладающейгуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
•развитиеинтеллектуальныхитворческихспособностейучащихся,необходимых дляуспешнойсоциализацииисамореализации личности;
•постижениеучащимисявершинныхпроизведенийотечественнойимировой литературы,ихчтениеианализ,основанныйнапониманииобразнойприродыискусства слова,опирающийсянапринципыединствахудожественнойформыисодержания,связи искусства сжизнью,историзма;
•поэтапное,последовательноеформированиеуменийчитать,комментировать, анализироватьи интерпретировать художественныйтекст;
•овладениевозможнымиалгоритмамипостижениясмыслов,заложенныхв художественномтексте(илилюбомдругомречевомвысказывании),исоздание собственного текста, представление своихоценок и суждений поповодупрочитанного;
•овладениеважнейшимиобщеучебнымиумениямииуниверсальнымиучебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографическийпоиск,находитьиобрабатыватьнеобходимуюинформациюиз различных источников, включая Интернет и др.);
•использованиеопытаобщенияспроизведениямихудожественнойлитературыв повседневнойжизни иучебнойдеятельности,речевом самосовершенствовании.
Практическиезадачилитературывшколе–приобщениеучащихсякискусству слова,богатствурусскойклассическойизарубежнойлитературы.Основалитературного образования–чтениеиизучениехудожественныхпроизведений,знакомствос биографическимисведениямиомастерахсловаиисторико-культурнымифактами, необходимыми для понимания включенныхвпрограммупроизведений.
Главнаяидеяпрограммыполитературе–изучениелитературыотмифовк фольклору,отфольклоракдревнерусскойлитературе,отнеѐкрусскойлитературеXVIII, XIX,XXвеков.Впрограммесоблюденасистемнаянаправленность:в5-6классахэто освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведениеписателей,знакомствосотдельнымисведениямипоисториисоздания произведений,отдельныхфактовбиографииписателя(вертикаль).Существуетсистема ознакомления с литературойразныхвеков в каждомиз классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе– внимание к книге.
Курслитературыв5-8классахстроитсянаосновесочетанияконцентрического, историко-хронологическогоипроблемно-тематическогопринципов,ав9классе предлагаетсяизучениелинейногокурсанаисторико-литературнойоснове(древнерусская литература – литература XVIIIв.– литература первой половины XIX в.).
Рабочая программа рассчитана:
- в 5 классе – 105 ч.(3раза в неделю) - в 6 классе – 105 ч.(3раза в неделю) - в 7 классе – 70 ч.(2 раза в неделю) - в 8 классе – 70 ч.(2 раза в неделю
- в 9 классе – 105 ч.(3раза в неделю)
ВРабочейпрограммепрописаныличностные,метапредметные,предметныерезультаты освоения литературы, содержание, тематическое планирование.
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов разработана разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе с учетом рекомендаций программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5- 9 классов под редакцией В.Я.Коровина (Москва «Просвещение » 2010г.) с учетом требований образовательного стандарта по литературе.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности, с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно- историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основная задача литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
· поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
· сравнение, сопоставление, классификация;
· самостоятельное выполнение различных творческих работ;
· способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
· осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
· владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
· составление плана, тезисов, конспекта;
· подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература «на этапе среднего (полного) общего образования. ВX -XI классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Программа | Класс |
|
Программа по литературе для образовательных учреждений (10-11 класс) под редакцией В.Я.Коровиной. М.: «Просвещение», 2010 | 10 | Ю.В.Лебедев «Литература.10 класс.В 2-х частях. Учебник для ООУ. Базовый и профил. уровни» Москва, «Просвещение»,2010 |
11 | В.П.Журавлев «Русская литература 20 века.11 класс.Учебник для ООУ в 2-х частях». Москва. «Просвещение», 2011г. |
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· образную природу словесного искусства;
* содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творчества писателей-классиковXIX-XX вв.;
· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
· основные теоретико-литературные понятия;
уметь
· воспроизводить содержание литературного произведения;
· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
· определять род и жанр произведения;
· сопоставлять литературные произведения;
· выявлять авторскую позицию;
· выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
· участия в диалоге или дискуссии;
· самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
* определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
* определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.