01.01.2017
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №48»
Методические рекомендации
по организации системы контентнойфильтрации
в образовательных учреждениях Республики Дагестан
Махачкала 2014
Согласно пункту 4 статьи 29 Конституции Российской Федерациикаждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ограниченияправ на свободное получение информации, способной принести вреддетям, их здоровью и развитию установлены Федеральным закономот 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей отинформации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в редакцииФедерального закона от 28.07.2012 г. № 139-ФЗ«О внесении изменений в федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»и отдельныезаконодательные акты Российской Федерации».
Решение задач по ограничению доступа к ресурсам сети Интернет, не совместимых с образовательным процессом и способным причинитьвред здоровью и развитию детей, путем организации системы контентнойфильтрации возлагается, в первую очередь, на образовательныеучреждения, как на основной уровень практического осуществления мероприятий по ограничению доступа обучающихся к запрещеннымресурсам сети Интернет.
Правовой базой для организации системы контентной фильтрации вобщеобразовательных учреждениях Республики Дагестан являются:
1. Федеральный закон от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровьюи развитию» в редакции Федерального закона от28.07.2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Озащите детей от информации, причиняющей вред их здоровью иразвитию» и отдельные Законодательные акты Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации».
4. Правила подключения общеобразовательных учреждений кединой системе контент-фильтрации доступа к сети ИнтернетМинистерства образования и науки Российской Федерации от11.05.2011г.;
5. Приказ Минобрнауки РД от 02 сентября 2013 г. № 2553 «О мерах по исключению доступа к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся».
Категории запрещенной информации для распространения средидетей:
- информация, побуждающая детей к совершению действий,представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе кпричинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- информация, способная вызвать у детей желание употребитьнаркотические средства, психотропные и (или) одурманивающиевещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащуюпродукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принятьучастие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничествомили попрошайничеством;
- информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям илиживотным;
- информация, отрицающая семейные ценности и формирующаянеуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- информация, оправдывающая противоправное поведение;
- информация, содержащая нецензурную брань;
- информация, содержащая информацию порнографическогохарактера.
- информация, представляемая в виде изображения или описанияжестокости, физического и (или) психического насилия, преступленияили иного антиобщественного действия;
- информация, вызывающая у детей страх, ужас или панику, в томчисле представляемая в виде изображения или описания в унижающейчеловеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания,самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) ихпоследствий;
- информация, представляемая в виде изображения или описанияполовых отношений между мужчиной и женщиной;
- информация, содержащая бранные слова и выражения, неотносящиеся к нецензурной брани.
Система контентной фильтрации (СКФ) - это программныйкомплекс, основными задачами которого являются управление доступомучащихся к ресурсам сети Интернет, ограничения доступа к интернет-ресурсам, содержание которых несовместимо с задачами воспитания иобразования, и мониторинг использования интернет-ресурсов.
Системы контентной фильтрации, используемые в общеобразовательных учреждениях должны отвечать следующимтребованиям:
1. Обеспечивать беспрепятственный доступ к информации,распространение к которой в Российской Федерации в соответствии сзаконодательством Российской Федерации не ограничивается или незапрещается;
2. Обеспечить мониторинг использования интернет ресурсов вобразовательном процессе в целях обучения и воспитания учащихся;
3. Обеспечить возможность адаптации к изменяющимся угрозам, условиям эксплуатации, требованиям законодательства РоссийскойФедерации, предписаниям надзорных органов;
4. Обеспечить фильтрацию контента по спискам категорий, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации России и размещенным в сети Интернет на сайте Единой системы контент фильтрации доступа к сети Интернет по адресу:http://www.skf.edu.ru.
Для подключения к единой системе контент-фильтрации доступа ксети Интернет общеобразовательные учреждения используют системыконтентной фильтрации, рекомендованные Министерством образования инауки Российской Федерации, либо системы контентной фильтрации,приобретенные самостоятельно.
Сравнительный анализ программных продуктов, осуществляющихконтент-фильтацию на их соответствие с Правилами подключенияобщеобразовательных учреждений к Единой системе контент-фильтрациидоступа к сети Интернет, реализованных Министерством образования инауки Российской Федерации:
Характеристики | Internet | NetPolice | Content | KidGid | ChildWebG |
| Censor | pro | Keeper |
| uardian |
Обеспечивать беспрепятственный доступ к информации, распространение к которой в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации не ограничивается или не запрещается | + | + | + | + | + |
Обеспечить возможность адаптации к изменяющимся угрозам, условиями эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации предписаниям надзорных органов | + | + | + | + | + |
Обеспечить фильтрацию контента по спискам категорий, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации и размещенным в сети Интернет на сайте единой системы контент фильтрации доступа к сети Интернет по адресуhttp://www.skf.edu.ru | + | + | + | - | + |
Обеспечить мониторинг использования интернет ресурсов в образовательном процессе в целях обучения и воспитания учащихся | + | + | - | - | + |
Возможность установки на каждый компьютер | + | + | + | + | + |
Интерфейс (язык) | русский | русский | русский | русский | русский |
Стоимость | бесплатная | платная, | платная, | платная, | платная, |
|
| 22 221р. | 1200р. | 750р. | |
|
| (1 лиценз.) | (до 50 пк) | (1 лиценз.) | (1 лиценз.) |
Операционная система | Windows 7, | Windows 7, | Windows | Windows 7, | Windows 7, |
| XP, Vista, | XP, Vista, | 7, XP, | XP, Vista, | XP, Vista, |
| Linux | Linux | Vista, Linux | Linux | Linux |
Сайт программы | |||||
| r.ru/ | netpolice.ru | entkeeper.com | kidgid.com/ | childwebguardian.ru/ |
Сравнительный анализDNS-фильтров:
Показатель | SkyDNS | Rejector | OpenDNS |
Явная блокировка сайтов, запрещенных законодательством РФ | + | + | + |
Безопасный поиск с защитой от экстремизма, порнографии, наркотиков | + | + | + |
Принудительное перенаправление всех поисковых систем на безопасный поиск | + | + | + |
Блокировка неизвестных сайтов | + | + | + |
Режим работы только по белому списку | + | + | + |
Обязательно наличие выделенного сервера | + | + | + |
Централизованноеуправление | + | + | + |
Режим защиты всей сети и отдельных компьютеров | + | + | + |
Операционная система | Windows 7, XP, Vista,Linux | Windows 7, XP,Vista | Windows 7, XP,Vista, Linux |
Стоимость | платный, 4500р. за всю школу | бесплатный | бесплатный |
Интерфейс (язык) | русский | русский | русский |
Сайт программы | http://www.opendns.com/ | ||
DNS | 193.58.251.251 | 95.154.128.32 91.196.139.174 | 208.67.222.222 208.67.220.220 |
Установка программного обеспечения ограничения доступа должна производиться на всё компьютерное оборудование общеобразовательных учреждений, имеющих доступ к сети Интернет.
Помимо установки и настройки системы контентной фильтрации в образовательных учреждениях должен реализовываться комплекс мер по обеспечению безопасного доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет:
1. В учреждении приказом руководителя образовательного учреждения должен быть назначен ответственный за доступ к сети Интернет и организацию контентной фильтрации. В качестве ответственного за организацию доступа к сети Интернет может быть назначен заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, заместитель руководителя образовательного учреждения по информатизации, преподаватель информатики, другой сотрудник образовательного учреждения.
2. В учреждении приказом руководителя образовательного учреждения должны быть приняты и введены в действие:
·Правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении.(приложение №1)
·Инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет(приложение №2).
·Классификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу. (Он обязательно должен содержать перечень из Классификатора информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".) Рекомендации по разработке и применению системы классификации информации, не имеющей отношения к образовательному процессу, приведены в приложении №3.
3. В учреждении должен быть создан Совет по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет. Примерное положение о Совете по регламентации доступа к информации в сети Интернет приведено в приложении №4.
4. Должен регулярно осуществляться контроль использования учащимися сети Интернет с помощью программно-технических средств и визуального контроля. С этой целью также рекомендуется создание комиссии по проверке работоспособности школьной системы контент-фильтрации (не менее 4-х человек вместе с председателем).
Комиссия должна проверить работоспособность системы контент-фильтрации на всех компьютерах учреждения путем ввода в поле поиска любой поисковой системы ключевых слов из списка информации, запрещенной для просмотра учащимися, с последующими попытками загрузки сайтов из найденных. Необходимо в том числе проверить, загружается ли информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей, не имеющая отношения к образовательному процессу, в социальных сетях «В контакте», «Одноклассники»,twitter.com,facebook.com ,Живой Журналаи т.д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.10.2018
Дата обновления: 22.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017