16.12.2018
Работа представлена на конкурс в номинации - методические разработки для внеклассной работы по теме “Россия без коррупции”.
Разработка может быть использована классными руководителями 9 – 11 классов, для проведения классных часов и родительских собраний.
Данная тема актуальна для нашего государства и нужно каждому ученику знать о мерах борьбы с коррупцией, что может сделать для этого каждый россиянин. Когда я начала проводить опрос в классе, то обнаружила, что ученики очень мало знают о данной проблеме. А некоторые не знали о последнем законопроекте президента России Медведева.
Ученикам нравится работать в Интернете по поиску информации.
По результатам работы каждый ученик выполнил индивидуальное практическое задание – презентации, буклеты, быстрые публикации, эссе – 1 ученик и 2 реферата, а также провели опрос среди старшеклассников. Я учла интересы каждого ученика и их способности.
Цели классного часа:
1. Патриотическое воспитание – воспитание любви к родной стране, ;
2. Воспитание чувства сопричастности и ответственности за все, что происходит в стране;
3. Правовое воспитание - развитие осознания необходимости соблюдать законы государства;
4. Развитие нравственности, духовности;
5. Формирование у подростков негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению, через понимание причин возникновения этого явления и вреда, причиняемого им обществу.
6. Формирование активной жизненной позиции – что должен сделать каждый гражданин Росссии, чтобы наше государство стало процветать;
7. Развитие творческих способностей, навыков работы с информацией, в т.ч. и с сайтами Интернета.
Задачи:
ü подготовка и проведение Конкурса презентаций и буклетов учащихся 9 класса по теме «Россия без коррупции»;
ü сформировать негативное отношение коррупции на эту тему;
ü разработать и провести социологическое исследование, с целью выявления уровня знаний по антикоррупционной тематике, полученных в ходе изучения данного вопроса.
Формы и методы реализации:
1. Ознакомиться с материалами СМИ, подобрать информацию о негативных явлениях жизни в нашей стране.
2. Составить подборку материалов об антикоррупционной политике в нашей стране, используя Интернет и периодическую печать.
3. Составить вопросы и провести анкетирование среди обучающихся – старшеклассников и родителей (ответственная Сидорова Анжела).
4.Подготовить мультимедиапрезентации (ответственные Сабурова Анна и Ворожцов Владимир).
5. Написать эссе - размышление “Как улучшить антикорупционную работу”.
6. Побеседовать с родителями и учителями по истории и экономике по теме “Можно ли победить коррупцию в России?”.
7. Подготовить Быстрые публикации и Буклеты по интересующим учеников вопросам, на которые они нашли ответ.
Ход классного часа:
Вы много работали в Интернете, читали периодические печать , беседовали с родителями и учителями и я думаю узнали “Что такое коррупция?”. “Когда она появилась?” Почему издавались указы раньше государственными деятелями и сейчас: в 1992 году был указ Б. Ельцина, в 2003 году указ Путина и в июле 2008 года президент России Медведев издаёт новый законопроект о противодействии коррупции. (указы были предоставлены ученикам для просмотра на экране компьютеров).
(Беседа с учениками по данному вопросу).
В качестве систематизации знаний посмотрим презентации:
– когда в Росссии появилась “коррупция” и как с ней боролись на Руси.
– результаты опроса среди учащихся и родителей, можно ли победить “коррупцию”.
Задумывались ли вы, почему коррупция процветает в нашей стране, которую все мы любим, и хотим, чтобы она стала богаче и сильнее. Назовите причины, вследствие которых , на ваш взгляд, происходят все эти негативные явления в нашей жизни.
Ученики:
конкуренция, рыночная экономика привела к тому, что одни разбогатели, а другие – стали бедными; поменялись нравственные ориентиры- на первое место вышли деньги, материальные ценности, а не духовные качества человека.
Учитель:
Действительно, иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравствнность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии и с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому мы не должны прятаться от проблем, как будто их нет. Наоборот, мы должны быть готовы бороться с проблемами и побеждать в этой нелегкой борьбе. Поэтому мы сегодня об этом говорим; как бороться с коррупцией, что можете сделать именно вы, чтобы Россия процветала.
Посмотрите на диаграмму:
Одинакова ли коррупция за рубежом и в России?
Ответы на вопросы найдём на сайтах:
Учащиеся и учитель обсуждают интересующие их вопросы :
· Приходилось ли вашим родителям, давать вышестоящему начальнику взятки?
· Существует ли в сельской местности проблема коррупции?
· Предлагали ли вы или ваши родители взятку в школе, других учебных заведениях?
· Верите ли вы сами в результативность антикоррупционной работы?(у большинства родителей недоверие к правительству – происходит борьба с самим собой, так как родители считают основными коррупционерами являются чиновники; соответственно и мнение детей такое же)
· Опасна ли коррупция нашей стране? (здесь показал свой буклет Лепихин Максим – познакомил с данным вопросом).
· Каковы по вашему мнению причины возникновения и существования коррупции? Демонстрируются слайды презентации о возникновении коррупции, а ученица ______ класса _______________________________ рассказала о причинах коррупции.
Причины коррупции
Институциональные причины |
||
- Широкие полномочия |
||
- Недостаточная прозрачность/гласность |
||
- Недостаточная подотчётность |
||
- Недостаточная система охраны правопорядка |
||
Законодательные причины |
||
- Несовершенство закона |
||
Общественные причины |
||
- Недоверие к правительству |
||
- Терпимость к коррупции |
||
- Принятие беззакония |
||
Экономические причины |
||
- Застой экономики |
||
- Низкие зарплаты |
||
- Искажённые стимулы |
Где мы получили знания о коррупции?
Учащиеся готовят сообщения по материалам СМИ и Интернет
1ученик – ____________________________ рассказал о коррупционерах в погонах. С сайта http://www.rg.ru Сумма ущерба от коррупционных преступлений в Вооруженных силах в этом году составила 1,6 миллиарда рублей, сообщил главный военный прокурор России Сергей Фридинский. К уголовной ответственности за хищения и коррупцию привлечены 210 офицеров. “ К сожалению, несмотря на принятиые меры, масштабы этого порока не только не сокращаются , но и , наоборот, растут”,- констатировал Фридинский. За 9 месяцев этого года количество коррупционных преступлений во внутренних войсках МВД увеличилось в 3,2 раза, в органах МЧС – в 1,6 раза, В Минобороны – на 24%, В ФСБ – на 10%. Свыше половины преступлений составили посягательства на военное имущество и бюджетные средства.
2 ученик- ______________________________ рассказал о коррупция в образовании. Громкое дело Татарии в 2008 году, которые, произошло во время сдачи экзаменов – учителя решали для выпускников задания ЕГЭ – 2008, дело передано в суд. За такую услугу брали с каждого родителя по от 3 до 5 тысяч рублей за каждый экзамен.
3 ученик - ________________________________________ рассказала о коррупции в ВУЗах. Показала слайды из презентации и привела цифры о взятках в зачётках преподавателям учебных заведений на зачётах и экзаменах.
Далее ученики рассказали о коррупции в других сферах нашей жизни.
Учитель. Действительно, на этих фактах мы убеждаемся, что коррупция –проникла во все сферы нашей жизни и данный вопрос требует немедленного решения. Радует, что борьба против коррупции начата очень серьезная. Еще в 2003 году была принята Конвенция ООН против коррупции, и теперь ежегодно 9 декабря мы отмечаем Международный день борьбы с коррупцией. "От вашего «нет» зависит многое"», – говорит генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Какие задачи нужно нам всем решать?
Задачи антикоррупционной политики:
1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим её проявлению,
2) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики,
3) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям и другие. (ответ ученики ищут на сайтах Интернет).
Как видите, в антикоррупционную борьбу должны включаться все граждане России, и немаловажную роль играет здесь изменение сознания людей – нужно, чтобы люди поверили правительству и тоже включились в борьбу.
Затем юноши показали ответы на вопросы, которые они сделали при обсуждении с друзьями, родителями или в СМИ и оформили результаты в виде БЫСТРОЙ ПУБЛИКАЦИИ.
« Мозговой штурм»: учащиеся предлагают свои способы ликвидации КОРРУПЦИИ, учитель записывает их на доске, каждая запись обсуждается:
• повысить зарплату и не только чиновникам;
• сделать стабильным социальный пакет;
• прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство и др.;
• а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать;
• честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности;
• Повышение роли СМИ в воспитании честности («нечестность должна стать дурным тоном»).
• менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки и т.д.
Рефлексия. Наш классный час окончен. Я рада, что равнодушных среди вас не было, мы хорошо поработали с разными источниками, создали красивые работы, обсудили данную проблему и нашли верный ответ. Я думаю, что каждый принял для себя какое – то решение.
А теперь как итог нашего урока я прошу вас написать синквейн – темы две: зло, которое таит в себе коррупция, и красота нашей Родины.
Написание синквейна (чтение, обсуждение). Вот один из нескольких:
Зло
страшное, беспощадное
растет, ширится, укрепляется
Коррупция угрожает безопасности России.
Россия
любимая, свободная
мучается, страдает, рвется.
Но вместе мы победим коррупцию.
Учитель. Домашнее задание – обсудить проблему с родителями, заполнить карточки к следующему классному часу.
Коррупция или нет?
Проявление признательности, благодарности |
Обычная плата за услугу, за работу |
Проявление подобострастия, подхалимажа |
Злоупотребление служебным положением |
Взяточничество |
Коррупция |
1. ВОДИТЕЛЬ, НАРУШИВШИЙ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ШТРАФ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ЧЕРЕЗ СБЕРБАНК, ПЛАТИТ НЕКОТОРУЮ СУММУ СОТРУДНИКУ ГИБДД. СОТРУДНИК ГИБДД НЕ ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ПЛАТИЛИ ЕМУ, НО ОТ ДЕНЕГ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ. |
|||||
|
|
|
|
|
|
2. ЧИНОВНИК ПОМОГАЕТ ПРЕДПРИЯТИЮ ИЛИ ФИРМЕ ПОЛУЧИТЬ ВЫГОДНЫЙ КРЕДИТ ИЛИ ЗАКЛЮЧИТЬ ВЫГОДНЫЙ КОНТРАКТ. РУКОВОДСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ ФИРМЫ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЧИНОВНИКУ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОЦЕНТ ЗА СОДЕЙСТВИЕ. |
|||||
|
|
|
|
|
|
3. ЧЕЛОВЕК БЫСТРЕЙ ДРУГИХ ПРОДВИГАЕТСЯ ПО СЛУЖБЕ, ПОТОМУ ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РОДСТВЕННИКОМ ИЛИ ПРОТЕЖЕ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННОГО ЧИНОВНИКА. |
|||||
|
|
|
|
|
|
4. КРУПНАЯ ФИРМА ДОГОВАРИВАЕТСЯ С ДЕПУТАТОМ, ЧТО ОН ПРОГОЛОСУЕТ В ДУМЕ ТАК, КАК ЭТО ВЫГОДНО ФИРМЕ, И ВЫПЛАЧИВАЕТ ЕМУ ЗА ЭТО ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЛИБО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ КАКИЕ-ЛИБО УСЛУГИ. |
|||||
|
|
|
|
|
|
5. ПАЦИЕНТ В БОЛЬНИЦЕ ДЕЛАЕТ ПОДАРКИ ИЛИ ПЛАТИТ ВРАЧУ ЗА ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕ ОЧЕРЕДИ. ВРАЧ ЭТОГО НЕ ТРЕБУЕТ, НО ОТ ДЕНЕГ И ПОДАРКОВ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ. |
|||||
|
|
|
|
|
|
6. НАЧАЛЬНИК ПАСПОРТНОГО СТОЛА МИЛИЦИИ, ПОЛУЧИВ ДЕНЬГИ, УСКОРЯЕТ ПОЛУЧЕНИЕ ПРОПИСКИ. |
|||||
|
|
|
|
|
|
7. ДИРЕКТОР ПРЕДПРИЯТИЯ ПОЛУЧАЕТ ОГРОМНУЮ ЗАРПЛАТУ, ТОГДА КАК РАБОТНИКАМ ПРЕДПРИЯТИЯ ВЫПЛАЧИВАЮТСЯ НЕСОИЗМЕРИМО НИЗКИЕ ОКЛАДЫ. |
|||||
|
|
|
|
|
|
Проверка д/задания: Коррупция или нет? Ответы:
Проявление признательности, благодарности |
Обычная плата за услугу, за работу |
Проявление подобострастия, подхалимажа |
Злоупотребление служебным положением |
Взяточничество |
Коррупция |
1. ВОДИТЕЛЬ, НАРУШИВШИЙ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ШТРАФ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ЧЕРЕЗ СБЕРБАНК, ПЛАТИТ НЕКОТОРУЮ СУММУ СОТРУДНИКУ ГИБДД. СОТРУДНИК ГИБДД НЕ ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ПЛАТИЛИ ЕМУ, НО ОТ ДЕНЕГ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ. |
|||||
Коррупция, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес вред государству, которое не получило сумму штрафа. |
|||||
2. ЧИНОВНИК ПОМОГАЕТ ПРЕДПРИЯТИЮ ИЛИ ФИРМЕ ПОЛУЧИТЬ ВЫГОДНЫЙ КРЕДИТ ИЛИ ЗАКЛЮЧИТЬ ВЫГОДНЫЙ КОНТРАКТ. РУКОВОДСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ ФИРМЫ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЧИНОВНИКУ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОЦЕНТ ЗА СОДЕЙСТВИЕ. |
|||||
Коррупция, так как в результате злоупотребления служебным положением чиновник нанес вред государству, выразившийся либо в виде завышения суммы контракта, либо в виде занижения процентов по кредиту, либо в виде получения не самого качественного товара. |
|||||
3. ЧЕЛОВЕК БЫСТРЕЙ ДРУГИХ ПРОДВИГАЕТСЯ ПО СЛУЖБЕ, ПОТОМУ ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РОДСТВЕННИКОМ ИЛИ ПРОТЕЖЕ МИНИСТРА ИЛИ ДРУГОГО ВЫСОКОПОСТАВЛЕННОГО ЧИНОВНИКА. |
|||||
Согласно Уголовному Кодексу РФ, это не коррупция. |
|||||
4. КРУПНАЯ ФИРМА ДОГОВАРИВАЕТСЯ С ДЕПУТАТОМ, ЧТО ОН ПРОГОЛОСУЕТ В ДУМЕ ТАК, КАК ЭТО ВЫГОДНО ФИРМЕ, И ВЫПЛАЧИВАЕТ ЕМУ ЗА ЭТО ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЛИБО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ КАКИЕ-ЛИБО УСЛУГИ. |
|||||
Случай подходит под различные определения коррупции, но доказать такие факты коррупции очень трудно. |
|||||
5. ПАЦИЕНТ В БОЛЬНИЦЕ ДЕЛАЕТ ПОДАРКИ ИЛИ ПЛАТИТ ВРАЧУ ЗА ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕ ОЧЕРЕДИ. ВРАЧ ЭТОГО НЕ ТРЕБУЕТ, НО ОТ ДЕНЕГ И ПОДАРКОВ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ. |
|||||
Случай пограничен, поскольку если врач принимает деньги или иные выгоды за исполнение своих служебных обязанностей (и именно в этом случае их качественно выполняет) – это коррупция, если же пациент выражает благодарность и признательность врачу за внимание, а действия пациента не предполагают обмена (от пациента – деньги или иные выгоды, а от врача – услуга), то это – некоррупционное действие. |
|||||
6. НАЧАЛЬНИК ПАСПОРТНОГО СТОЛА МИЛИЦИИ, ПОЛУЧИВ ДЕНЬГИ, УСКОРЯЕТ ПОЛУЧЕНИЕ ПРОПИСКИ. |
|||||
Коррупция, так как должностное лицо получает личную выгоду в виде материального вознаграждения. |
|||||
7. ДИРЕКТОР ПРЕДПРИЯТИЯ ПОЛУЧАЕТ ОГРОМНУЮ ЗАРПЛАТУ, ТОГДА КАК РАБОТНИКАМ ПРЕДПРИЯТИЯ ВЫПЛАЧИВАЮТСЯ НЕСОИЗМЕРИМО НИЗКИЕ ОКЛАДЫ. |
|||||
Не является коррупционным действием. |
Источники информации:
1. Газеты:
Российская газета, Новое дело
2. Интернет:
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.12.2018
Дата обновления: 16.12.2018
Дата публикации: 16.12.2018