Доклад на тему: «Одаренные или высокомотивированные дети, особенности работы с ними»

21.11.2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №48»

г. Махачкалы

 

 

Доклад

 

на тему:

 

 

«Одаренные или высокомотивированные  дети, особенности работы с ними»

                                                                               

                                                                                 Подготовила  Ширинова Т.Р.

 

                                                    2018-2019 уч.год.

Одаренность – конечно, дар

Богом данный, данный свыше,

Одаренность - это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность – пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок,

Одаренный – философ и шут

В общем, трудный еще ребенок!

 

Каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок вырос способным и талантливым, хорошо учился в школе, овладел множеством знаний, стал деловым и востребованным.

Первое условие успешного развития интеллектуальных и креативных способностей детей – это раннее начало. И самые лучшие преподаватели для малыша - родители.

Обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет. Принуждение – это враг творчества. Любознательность поддерживается быстротой и новизной.  Развивающие игры заставляют работать мозг на повышенном эмоциональном фоне, требуя одновременно работы обоих полушарий. Занятие творчеством помогают ребенку сохранить  и преумножить его творческий потенциал, оригинальность мышления, гибкость воображения, многозначность восприятия.

Но готовы ли мы учить одаренных детей? Такие дети более активны, возбудимы и эмоционально чувствительны, независимы, смелы, оригинальны, остроумны. Представьте учителя, который должен управлять этой гремучей смесью.

Работа интеллекта – это гарантия личной свободы человека. Нельзя забывать бессмертные слова Гойя: «Сон Разума рождает Чудовищ

Еще тысячу лет тому назад жестокий падишах продемонстрировал своим подданным, что значит бездействовать. Он приказал отобрать по одному сыну у пятерых самых талантливых родителей своего государства, и изолировал их на несколько лет. И что же показал этот эксперимент? Ни один из этих детей даже не научился никогда ходить, не то что говорить, или рисовать. Известны и многие другие случаи, когда младенцев до семи лет воспитывали животные: эти дети в будущем не проявляли и проблесков интеллекта, как с ними потом ни бились тогдашние педагоги. Не создавать вовремя своему ребенку условий для развития и ждать милостей от природы, от системы образования - это значит оставить ребенка без талантов. Поступая так, некоторые родители почти полностью копируют эксперимент жестокого падишаха. 

В 20 - ом веке в России новый импульс методам раннего развития, бесспорно, был дан выдающимся педагогом - новатором В. Сухомлинским, а уже в конце 60-х годов величайший педагог и воспитатель столетия Б.П. Никитин подарил миру систему развития детей, в результате которой любой ребенок становится способным и легко осваивает программу начальной школы уже к восьми - девяти годам. Другой гениальный педагог В.Ф. Шаталов в начале 70-х годов предложил великолепную методику школьного развития и обучения детей, в результате все ученики класса осваивали программы в три раза быстрее, чем обычно. Штурмовать ранний период развития детей начал выдающийся педагог Н.А. Зайцев, который сконцентрировал внимание на использовании кубиков и таблиц.

С надеждой и тревогой вглядывается каждый педагог в своего ученика: ”Что ты можешь? На что способен?” Одаренный ребёнок, вундеркинд (по точному переводу с немецкого – «чудо-ребёнок») всегда привлекает к себе внимание, является активизатором творческого процесса в педагогике. Способность – это готовность к высокопродуктивной деятельности, это такие индивидуальные отличия, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить лёгкость и быстроту их приобретения, выбрать единственный путь из многих.  В настоящее время педагогическая практика требует необходимости  применения в учебном процессе новых интенсивных педагогических технологий, позволяющих гарантировать достижения заранее спроектированных результатов педагогического взаимодействия. Из личностно-ориентированных технологий наиболее перспективными технологиями считаются:

-                     сотрудничества (стремление к демократизму, равенству, партнерству, субъектно-субъектным отношениям);

-                     свободного воспитания (акцентирование на предоставление ребенку свободы выбора, самостоятельности в его жизнедеятельности).

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

·                     Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

·                     В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

·                     В школе должны быть свои традиции.

·                     Школа должна давать современное образование.

·                     В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность

1.      Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

2.      Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности

3.      Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

4.      Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

5.      Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и преподавателя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и обучающегося). В современном мире необходимо организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, что возможно лишь в условиях полной индивидуализации в обучении.

Вторым недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени: единой для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, для всех учащихся единый темп ведения урока.

 

Проблема выявления одаренных детей

        

         Учитывая качественное своеобразие видов одаренности и несовершенство современных методов их диагностики, ученые предполагают, что количество одаренных детей составляет не мене 15–25% от общей популяции. Что же происходит с одаренными детьми в современной школе? Ведь, если считать, что по крайней мере от 1 до 25% учащихся в нашей школе являются одаренными, то где же они? Измерение уровня развития ребенка с помощью существующих тестов не дает гарантии, что мы не проглядели одаренного ребенка.

           Кроме того, часто за основной признак одаренности принимается высокий уровень интеллектуального развития. Если ученик неуспевающий, то о какой его одаренности может идти речь?

           Оказывается, выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. По данным американского психолога Е. Торренса, около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.

          Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно учиться не обладают, и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют. Поэтому-то принцип интенсивного и экстенсивного обучения (побольше учебного материала и потруднее), который используют в учебном процессе некоторые педагоги, может подойти не каждому одаренному ребенку.

   

Принципы разработки

«Модели работы с одарёнными детьми».

 

1. Каждый ребенок уникален и нуждается в педагогической поддержке, развитии способностей.

2. Успешность работы по развитию одаренности зависит от уровня координации деятельности учителя, классного руководителя, психолога, родителей, интеграции усилий для самореализации ребенка.

3. Развитие творческих способностей зависит от общения с творческими, талантливыми взрослыми, расширение сферы деятельности с которыми - задача педагогического коллектива.

4. Для реализации модели необходимо обучение педагогов работе с одаренными детьми, знакомить с программами для одаренных детей, с новыми методиками продуктивного обучения.Хочу такой сайт

5. Обучать и воспитывать одаренных детей не менее сложно, чем слабоуспевающих, необходимо знать психолого-социальные, личностные, поведенческие характеристики этой группы детей, видеть проблемы учащихся, помогать их преодолевать.

 

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

 

Задачи модели:

 

            развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

            создание системы работы с детьми;

            осуществление социальной защиты одаренных детей;

            научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;

            внедрять в образовательное пространство  альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;

            стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном  самовыражении;

            совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства;

            повышать уровень и качество образования через идеи гуманной и личностно ориентированной педагогики.

 

Основные направления работы:

 

Перед педагогами начальной школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.

В рамках модели предусматривается реализация следующих направлений работы:

Развивающее направление - формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.

Координационное направление - обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.

Информационное направление — привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

Диагностическое направление - включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

Кадровое направление - предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Психолого-педагогическая диагностика является непременным условием сопровождения на всех ступенях и этапах действия «Модели работы с одарёнными детьми в начальной школе».

 

Стереотипы, которые часто встречаются:

 

1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо – если талант есть, то он и сам пробьётся. На самом деле это не так: кто-то пробьётся (если будет проявлять себя в деле), а кто-то погаснет.

2. Ещё одно мнение: если учащийся показал свои способности, то это останется для него свойственным «на всю оставшуюся жизнь». Оказывается – не всегда. Есть так называемая возрастная одарённость, когда учащийся в 3 классе показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10 классу это опережение куда-то исчезнет.

3. Считается, что если ученик неуспевающий, то о какой одарённости может идти речь? Оказывается не всегда, но может. Например, девочка в 1,3,5 классах остаётся неспособной, т.к. удовольствия от решения задач не испытывает, а учится из прилежания. А мальчик-двоечник, которого не усадишь за уроки, т.к. он обожает решать головоломки, складывать конструктор и в этом испытывает радость – развивает свои способности.

4. Утверждают, что если ученик явно способен, то ему нужно только давать больше учебного материала и потруднее и проблема его обучения и развития решена. Оказывается, нет, т.к. есть категория способных детей, которые с энтузиазмом «засасывают» весь предлагаемый им учебный материал, но умением самостоятельно учиться не обладает, и преодолевать при этом возникшие учебные и личностные преграды не умеют.

 

Признаки, отличающие одаренных учеников.

У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт.

Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.

У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

  Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии.

Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений.

Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:

- как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

- настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

- благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

- умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

- некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

   

Модель одаренного ребенка:

 

-      личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

-   личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;

-      личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

- личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

-   личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

-  личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

 

Невозможно создать специальную систему выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей, повысить квалификацию педагогов города, повысить качество школьного образования без взаимодействия всех образовательных сред.

 

На основе личностной ориентации учебного процесса при проведении занятий использую технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения  на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Особое место в методике  уроков занимают игровые технологии, проблемное обучение, компьютерные технологии  информационные (формируем знания, умения, навыки), эмоционально-художественные (воспитаем эстетические нормы), эмоционально-нравственные (воспитываем нравственность), саморазвитие (формируем самоуправляющие механизмы развития), эвристические (развиваем творческие способности).

 Из альтернативных технологий  предпочитаю творческую деятельность учащихся (театральные постановки, фольклорные праздники, коллективно-творческие дела, а также технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых –  создание у учащихся в результате образования более отчетливой единой картины мира и мироощущения.  Считаю, что хорошее обучение должно забегать вперёд, обеспечивая развитие.

Все интересы – познавательные, эстетические, направленные на людей, интерес к своей собственной личности, к усовершенствованию своих способностей – все эти интересы вместе и создают интерес к жизни, который делает человека радостным в счастье и стойким в беде, деятельным и полезным. Умение творить  - удел немногих и творческая личность является даром Богов. В этом есть доля истины, т.к известно, что Пушкины и Моцарты рождаются раз в 100 лет. Но сегодня мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно и нестандартно. Проблема развития умственных и творческих  способностей непростая. Сложность заключается в том, что нет целостного комплекса показателей, которые отражали бы понятие «творческие способности» и по этим показателям можно было бы отслеживать развиты ли у данного ребёнка эти способности или нет. Творческие способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но они обеспечивают быстрое приобретение, закрепление, использование этих ЗУН на практике.

 

Столетья таинства полны,

И не исчезнет жизнь, покуда

Есть ощущенье новизны,

И удивления, и чуда..  ( Расул Гамзатов)

   

 

   

Просмотров всего: , сегодня:

Одаренность.doc (скачать)

Дата создания: 21.11.2018

Дата обновления: 21.11.2018

Дата публикации: 21.11.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(928) 052-94-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».