Развитие профессионально значимых качеств личности учителя начальной школы в свете требований ФГОС для детей с ОВЗ.

01.01.2017

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №48»

Заседание методического совета учителей начальных классов

Развитие профессионально значимых качеств личности учителя начальной школы в свете требований ФГОС для детей с ОВЗ.

Подготовила: руководитель МО

учителей начальных классов Батырова А.А.Хочу такой сайт

г. Махачкала 2017 г.

Инклюзивное образование является одной из составляющих поликультурного образования. Развитие этого направления современной науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с письмом МОиН РФ №ВК №452/07 от 11.03.2016 г. «О введении ФГОС ОВЗ» методическими рекомендациями к этому письму рекомендуется поэтапное введение ФГОС НОО ОВЗ и у/о:

2016 - 2017 уч. г. - 1 классы;

2017 - 2018 уч. г. - 1 и 2 классы;

2018 - 2019 уч. г. - 1, 2 и 3 классы;

В соответствии с приказом МО и Н РД №1012-01/17 от24.03.2017 г. «Об утверждении плана – графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и у/о (интеллектуальными нарушениями)» в образовательных учреждениях Дагестана планируется введение ФГОС НОО ОВЗ и у/о в 2017-2018 уч.году

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Таким особым детям необходимы и особые условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексной психолого-педагогической поддержки.

Данные социальные изменения не могли не повлиять на изменение требований к профессиональной деятельности учителя, к его личности, от которой, по сути, зависит будущее. Поэтому очень важно, насколько педагог умеет и готов работать в условиях инклюзивного образования.

Стандарт предъявляет требования к личностным качествам и профессиональным компетенциям педагога: готовность принять разных детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. У учителя должна быть сформирована профессиональная установка на оказание помощи любому ребёнку, способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития, умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Важной компетентностью учителя, необходимой для реализации процесса включения ребёнка с особыми образовательными потребностями, названо умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка и отслеживать динамику развития.

При этом отмечается, что в реализации адаптированной основной общеобразовательной программы педагогу важно владеть умениями:

  • осуществлять отбор учебного материала с точки зрения формирования базовых учебных действий;
  • ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательные, учебно-практические, учебно-игровые) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой формах) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития обучающихся;
  • синхронизировать свои действия с другими участниками образовательного процесса при реализации требований ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
  • планировать и организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
  • применять современные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

В условиях развития инклюзивного образование деятельность учителя существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается психологической готовности учителя к изменениям. Психологической готовностью учителя к реализации инклюзивного обучения является сложное личностное образование, представляющее совокупность социальных, нравственных и профессиональных качеств и способностей, позволяющих на высоком мотивационном уровне обеспечивать возможность результативной деятельности по включению ребёнка в учебное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса, т.е.:

  • эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии;
  • мотивационные установки, нравственные принципы, ценностно-смысловые установки восприятия «другого», определяющие отношение к идее инклюзии;
  • личностная готовность, воплощённая в личностных установках на ученика с ОВЗ.

Основная психологическая работа учителя массовой школы в процессе включения детей с ОВЗ направлена на преодоление психологического «барьера» – страха перед неизвестным, страха вреда инклюзии для остальных участников процесса.

Большинство педагогов еще затрудняются ответить на вопрос, готовы ли они работать с ребёнком с ограниченными возможностями развития в условиях инклюзивного образования. Многие педагоги испытывают неуверенность, недостаток знаний по организации учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования. Решение данной проблемы, может быть в полном объёме реализовано лишь тогда, когда педагог пройдет полноценное обучение и будет иметь соответствующую профессиональную подготовку. Очень важны и личные качества педагога, работающего в условиях инклюзивного образования. Важнейшими профессионально - значимыми качествами личности педагога должны быть милосердие, желание быть полезным ребёнку, терпение и терпимость, толерантность, устойчивость к стрессовым ситуациям, уважение к личности проблемного ребёнка. Надо всегда помнить древнюю заповедь: «Помни, что говорить, кому говорить, и как тебя поймут».

Просмотров всего: , сегодня:

Развитие профессионально значимых качеств личности учителя начальной школы в свете требований.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 22.10.2018

Дата обновления: 22.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(928) 052-94-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».