ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

01.01.2017

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель психолого-педагогического сопровождения:создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

üраннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;

üпрофилактика школьной и социальной дезадаптации;

üконсультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;

üповышение мотивации обучения у учащихся;

üсоздание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;

üформирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

üформирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;

üорганизация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;

üорганизация работы с детьми категории «одаренные»;

üразработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 5-11х классов в рамках реализации ФГОС.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, профилактический, консультативный, просветительский и методический.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Диагностический блок включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).

Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД делятся на четыре основные группы:

I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

В рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (в течении и в конце года).

РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК

Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формированиеумения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.

В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

В среднем звене (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;

В старшем звене (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Данный блок составляют три направления:

1. Работа с учащимися.

2. Работа с родителями.

3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ БЛОК

Данный блок составляют три направления:

1. Работа с учащимися.Хочу такой сайт

2. Работа с родителями

3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися:

- включает в себя проведениезанятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

- направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения;формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

II направление. Работа с родителями:

- заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, , тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;

- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями:

- включает в себя выступления по теме педагогического совета, МО; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;

- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1. Оформление документации:

1) Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.

2) Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.

3) Разработка, подготовка и проведение:

ü родительских собраний,

ü классных часов,

ü занятий с классными руководителями, учителями.

4) Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.

5) Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

6) Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.

7) Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

8) Составление выводов, рекомендаций, характеристик.

9) Участие в работе педагогов-психологов, посещение Школы молодого специалиста, посещение семинаров, круглых столов

10) Проведение "недели психологии".

11) Анализ научной и практической литературы.

12) Работа над темой самообразования.

2. Оформление кабинета:

¾ приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;

¾ изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала

¾ оформление уголка психолога, стендов.

Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение проведение открытых занятий.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Диагностический и развивающий блок.

Среднее звено (11-15 лет):

способности и стремление к самопознанию и познанию других;
высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;

стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;

осознание важности и смысла процесса обучения;

стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;

осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

Старшее звено (16-18 лет):

способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

профессиональное и жизненное самоопределение;

умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;

стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;

• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;

психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;

активная и позитивная жизненная позиция.

Консультативный блок.

- Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

- Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

Просветительский блок.

- Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Просмотров всего: , сегодня:

ПРОГРАММА 17-18 Г.С.А..docx (скачать)

Дата создания: 22.10.2018

Дата обновления: 22.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(928) 052-94-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».