Положение о ведении кл.журнала 2020 г

1

1. Общие положения
1.1. В соответствии со ст. 28 п. 11 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» школа осуществляет текущий контроль успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся, итоги которого фиксируются в классном
журнале.
1.2. Положение о ведении классных журналов в МБОУ «СОШ №48» (далее Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Уставом школы и регламентирует требования к ведению школьной
документации.
1.3. Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом.
Ведение классного журнала является обязательным для каждого учителя и классного
руководителя.
1.4. Классный журнал, а также журналы индивидуальных и групповых занятий, журналы
факультативных занятий и элективных курсов, журналы учета кружковой работы и
внеурочной деятельности являются финансовыми документами, в которых фиксируется
фактически проработанное время, поэтому заполнение журналов заранее или с опозданием
не допускается.
1.5. К ведению журналов допускаются только педагогические работники, проводящие уроки
в конкретном классе, а также администрация ОУ.
1.6. Категорически запрещается допускать учащихся к работе с классным журналом.
1.7. Классный журнал рассчитан на учебный год.
Учебный год, наименование общеобразовательного учреждения и класс указываются на
титульном листе журнала. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например.
1 «А», 1 «Б», 5 «В»,
1.8. Распределение страниц в журнале осуществляется в соответствии с количеством
часов в неделю, выделяемых учебным планом общеобразовательного учреждения на
изучение конкретного учебного предмета:
1 час в неделю – 2 страницы;
2 часа в неделю – 3 страницы;
3 часа в неделю – 5 страниц;
4 часа в неделю – 6 страниц;
5 часов в неделю – 8 страниц;
6 часов в неделю – 9 страниц.
Учитель письменно подтверждает, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен
(подпись, расшифровка подписи, дата).
1.9. Все записи в классном журнале должны вестись четко и аккуратно, с использованием
шариковой ручки синего (фиолетового) цвета. Запрещаются какие-либо записи карандашом.
Недопустимо при исправлении в классном журнале использование корректирующих средств.
1.10. В случае выставления учителем ошибочной отметки необходимо ее зачеркнуть,
рядом поставить правильную и сделать запись на этой странице следующего
содержания: отметка «три» (удовл ) Ф И уч-ся за (дата) выставлена ошибочно,
действительной считать отметку «пять» (отлично). Данная запись фиксируется
учителем-предметником, заместителем директора по УВР и заверяется школьной
печатью. Если исправления сделаны в « Сводной ведомости учета успеваемости», то
запись об ошибочной оценке делает классный руководитель, а директор заверяет еѐ
школьной печатью. Злоупотребления учителя, допускающего систематические
исправления, фальсифицирующие истинную картину знаний учащегося, являются
серьезным нарушением. В случае обнаружения вышеуказанных нарушений директор
школы обязан потребовать от учителя письменного объяснения и применить к нему
меры дисциплинарного воздействия.
1.11.Название учебного предмета записывается в соответствии с наименованием, указанным
в учебном плане. Все записи по всем учебным предметам (включая уроки по иностранным и
родным языкам) должны вестись на русском языке с обязательным указанием не только тем
уроков, но и тем практических, лабораторных, контрольных работ, экскурсий, уроков с
2

использованием информационных технологий и видеоуроков. Выполнение практической
части программы записывается в строке «Тема урока».
1.12. Медицинский работник ОУ в обязательном порядке заполняет "Листок здоровья", в
который вносятся сведения из медицинских карт обучающихся. Рекомендации, данные в
"Листке здоровья", обязательны к учету всеми педагогическими работниками во время
пребывания обучающихся в образовательном учреждении и (или) на внеклассных
мероприятиях.
2.Обязанности учителей-предметников.
2.1. Журнал заполняется учителем в день проведения урока. Недопустимо производить
запись уроков заранее или с опозданием.
Количество проведенных уроков и соответствующие им даты должны совпадать.
2.2.Дату проведения урока в правой части развернутого листа журнала следует записывать
только арабскими цифрами, например: 05.09; 23.11. Даты, проставленные на развороте
слева, должны строго соответствовать датам, проставленным справа. Месяц и число
записываются в соответствии с расписанием уроков, утвержденным директором школы. На
правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную
на уроке.
2.3. На левой странице разворота журнала ставится дата проведения урока, которая в свою
очередь должна соответствовать указанию даты и темы проведения урока на правой
странице. Количество часов, записанное учителем на странице преподавания предмета,
должно соответствовать учебному плану школы и рабочей программе педагога,
утвержденной директором школы.
2.4. При проведении сдвоенных уроков темы каждого урока записываются отдельно;
прочерки, обозначающие "повтор", запрещены.
2.5. Тема урока формулируется конкретно в соответствии с утверждѐнной рабочей
программой изучения предмета. Запрещается в графе «Что пройдено на уроке» делать
запись, не раскрывающую его целей, отличающуюся однообразием формулировок,
подменять тему формой или видом работы, например, «Решение уравнений» или
«Роман Толстого «Война и мир» на протяжении 7-10 уроков.
2.6. В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера задач
и упражнений с отражением специфики организации домашней работы. Например,
«проверить…, составить план к тексту, составить или заполнить таблицу, учить наизусть,
ответить на вопросы, домашнее сочинение, реферат, сделать рисунок и др. В случае если на
уроке не дается домашнее задание, допускается отсутствие записи в соответствующей графе.
2.7. Количество часов, записанное учителем на странице преподавания предмета, должно
соответствовать учебному плану школы и рабочей программе педагога, утвержденной
директором школы.
2.8. Запрещается на листе выставления отметок дублировать либо в верхней части страницы,
либо в нижней ее части записи о проведенных уроках контроля – типа «контрольная работа»,
«практическая работа» и т.д.
2.9. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также
ежеурочно отмечать их посещаемость (отмечать отсутствующих на уроке строчной буквой
«н»). Дата отсутствия обучающегося и количество пропущенных уроков, отмеченных на
странице предмета, должны совпадать с информацией на странице «Сведения о количестве
уроков, пропущенных учащимися». Для выставления отметок использовать только один из
следующих символов –«2», «3», «4», «5», «н», «н/а». Не допускаются факты выставления
отметок в тот день, когда обучающийся отсутствовал в школе.
Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» или «плюс» не допускается.
2.10. Предметные страницы, за исключением списка класса, заполняются учителем,
преподающим предмет в данном классе, или учителем, его заменяющим.
2.11. Напротив фамилии учащегося, освобожденного от занятий физической культуры, на
странице предмета никаких записей не производится. Освобождение обучающихся от
занятий физической культурой не освобождает их от посещения данных уроков, если к тому
3

нет медицинских противопоказаний. Данная категория учащихся оценивается на основании
устных ответов по теоретическому материалу.
2.12. При организации занятий на дому учителя-предметники, их ведущие, выставляют
отметки (текущие и итоговые) только в специальном журнале для надомного обучения. Ими
же в конце четверти, полугодия, года выставляются в классный журнал только итоговые
отметки, которые классный руководитель переносит в сводную ведомость учета
успеваемости учащихся.
2.13. Справка о результатах обучения учащихся в санатории (больнице) вкладывается в
журнал; отметки из справки в классный журнал не переносятся.
2.14. Отметки за письменные виды работ (самостоятельные работы, контрольные работы,
практические и лабораторные работы) выставлять всем учащимся (кроме отсутствующих),
в графе того дня, когда проходила работа с учетом контрольных нормативов на проверку
работ данного вида; запрещается выставлять отметки задним числом.
2.15. Итоговые отметки за каждую учебную четверть и полугодие выставляются в столбец,
следующий непосредственно за столбцом даты последнего урока.
Годовая отметка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом
отметки за последнюю четверть, полугодие.
В случае сдачи экзамена при завершении обучения конкретного предмета отметка за
экзамен выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом годовой отметки.
Итоговые отметки по предметам, завершающимся сдачей экзамена, выставляются в
столбец, следующий непосредственно за столбцом отметки за экзамен.
Не допускается выделение итоговых отметок (например, чертой, другим цветом).
2.16. Итоговые отметки обучающихся за четверть (полугодие) должны быть обоснованны и
объективны.
2.17. В 9-х и 11-х классах исправление итоговых отметок допускается только по
распоряжению директора после рассмотрения письменного объяснения учителя.
2.18. Проверяя и оценивая знания обучающихся, учитель, руководствуется локальным актом
общеобразовательного учреждения «О текущей и промежуточной аттестации
обучающихся». Отметки выставляются за устные ответы и письменные работы
своевременно, в день проведения урока на странице преподавания предмета. Запрещаются
случаи выставления текущих оценок на то или иное число, предшествующее дате
проведения урока, кроме отметок за письменные работы.
2.19. Особое внимание следует обратить на специфику записей уроков и выставление отметок
по следующим предметам:
 русский язык: отметки за контрольные (диктанты) и творческие работы (сочинения,
изложения) выставляются дробью в одной колонке (5/4). В диктантах: первая за
грамотность, вторая – за выполнение грамматического задания; в сочинениях и
изложениях: первая – за содержание, вторая – за грамотность. Перед записью темы
урока по развитию речи ставится пометка "Р/р".
Запись о проведении классного изложения по развитию речи делается следующим
образом:
1-й
урок.
Р/р.
Изложение
с
элементами
сочинения.
2-й урок. Р/р. Написание изложения по теме "…".
 литература: - перед записью темы урока по внеклассному чтению ставится пометка
"Вн. чт.".
-сочинения фиксируются следующим образом:
1-й урок. Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов Серебряного века.
2-й урок. Р/р. Написание сочинения по творчеству поэтов Серебряного века.
- отметки за творческие работы выставляются в одной клетке дробью: первая – за
содержание, вторая – за грамотность.
- отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда
проводилась работа.
- отметка за домашнее сочинение выставляется тем днем, когда было дано задание его
написать.
- в графе "Домашнее задание" делается соответствующая запись.
4

- отметки за выразительное чтение (наизусть) следует выставлять в отдельную колонку,
а в графе «Что пройдено» делать запись в соответствии с рабочей программой,
например: «Изображение природы в стихотворении Ф.И. Тютчева»;
 Физика, биология, химия, информатика и ИКТ, технология
- на первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе в классном журнале в графе
"Что пройдено на уроке" делается запись о проведении инструктажа по технике
безопасности. Инструктаж по ТБ проводится также перед каждой лабораторной и
практической работой, о чем делается соответствующая запись в журнале в графе
"Что пройдено на уроке".
- если лабораторная работа составляет только часть урока, отметки обучающимся
выставляются выборочно;
- если лабораторная работа занимает весь урок, отметки выставляются каждому
ученику.
 иностранный язык: все записи ведутся на русском языке. В графе « Что пройдено»
обязательно указать одну из основных задач урока. Например: ознакомление с
определенным артиклем., обучение чтению., тренировка употребления изученной
лексики., введение новой лексики., множественное число имен существительных и
т.д.
 физическая культура: -новая тема (например, "Легкая атлетика", "Баскетбол",
"Волейбол", "Гимнастика") начинается с записи инструктажа по ТБ в графе "Что
пройдено на уроке".
- отметки по физической культуре выставляются на каждом уроке за любые
слагаемые программного материала (усвоение контрольного двигательного умения,
домашнее задание).
2.20. На занятиях, где класс делится на две подгруппы, записи ведутся индивидуально
каждым учителем, ведущим подгруппу.
2.21. У детей, находящихся на домашнем обучении, в строке отметок классный
руководитель делает запись «обучение на дому, приказ № ….., с … по … Ученики,
находящиеся на домашнем обучении, оцениваются только по тем предметам, которые
определены в их индивидуальном учебном плане, утвержденном директором школы.
2.22. В конце каждой четверти (полугодия, года) справа на развернутом листе журнала
фиксируется количество уроков по плану и фактически данных за этот период. По итогам
учебного года производится запись о выполнении программы.
Число
месяц

.

и Что пройдено на уроке

Домашнее задание

По плану 27 ч. Фактически 30 ч. Подпись
Программа выполнена.
3.Обязанности классного руководителя

3.1. Классный руководитель заполняет в журнале:
- титульный лист (обложку);
- оглавление (название предметов соответствует названиям предметов
указанных в учебном плане, название предмета пишется с заглавной буквы);
- наименование предметов на соответствующих страницах (пишется с
маленькой буквы), фамилия, имена, отчества учителей указываются полностью.
- список обучающихся. В списках ФИ учащихся пишутся в алфавитном порядке,
на первой странице каждого предмета пишется полное имя учащегося, на всех
остальных страницах журнала
5

допускается сокращенное написание имени;
- общие сведения об обучающихся. При заполнении страницы используются данные
из личных дел, оперативная и полная информация о месте работы родителей (если
графы журнала предусматривают данные сведения), домашнем адресе обучающихся
(месте фактического проживания с указанием служебных и домашних телефонов).
Сведения данного раздела обновляются по мере необходимости. Недопустимо
формальное заполнение данной страницы в начале учебного года путем переписывания
информации из журналов прошлых лет.
- сведения о количестве уроков, пропущенных обучающимися. Еженедельно в
раздел «Учет посещаемости учащимися» записывается количество дней и уроков,
пропущенных школьниками. Указывается количество пропущенных
уроков и причина пропуска: н/б- отсутствие по болезни, н/у - уважительная, нотсутствие по неуважительной причине и другим причинам.
- сводную ведомость учѐта посещаемости;
- сводную ведомость учѐта успеваемости;
В графу «Решение педагогического совета (дата и номер)» классным руководителем
вносятся следующие записи:
- переведен в класс, протокол от
№
;
- условно переведен в
класс, протокол от №
;
- оставлен на повторное обучение, протокол от
№
;
- выбыл в СОШ №
с
(указать дату выбытия), приказ от
№
;
- выдан аттестат об основном (среднем) общем образовании , протокол от №
;
- выдана справка об обучении в общеобразовательном учреждении, протокол от
№
.
- сведения о занятиях в факультативах, кружках, секциях;
- листок здоровья. Классный руководитель оформляет список учащихся на странице
«Листок здоровья» , после чего медицинский работник ОУ в обязательном порядке
заполняет "Листок здоровья", в который вносятся сведения из медицинских карт
обучающихся.
3.2. Все изменения в списочном составе обучающихся в журнале (выбытие, прибытие) может
фиксировать только классный руководитель после приказа по школе. Дата и номер приказа
вносятся также в журнал на ту строку порядкового номера, где зафиксирована фамилия
обучающегося («прибыл (выбыл) приказ № … от…….»)
3.3. Классный руководитель ежедневно ведет учет пропусков занятий обучающимися.
Количество пропущенных уроков подсчитывается непосредственно по окончании четверти,
(полугодия, года)
3.4. В случаях проведения с учащимися занятий в санатории (больнице) классный
руководитель вкладывает в журнал справку (табель текущих отметок) об обучении в
санатории (больнице). При наличии ведомости текущей успеваемости из лечебного
учреждения санаторного типа итоговая (четвертная, полугодовая) отметка выставляется с ее
учетом.
4.Оформление уроков, данных в порядке замещения
4.1. В случае болезни замещающий коллегу учитель заполняет классный журнал в
обычном порядке. В строке домашнее задание учитель заменяющий урок делает запись
«Замещение» и ставит подпись.
4.2. Запись о замене урока оформляется на странице предмета, по которому проведен
урок.
5.Контроль и хранение
5.1. Директор школы и его заместители обязаны обеспечить хранение классных журналов
и систематически осуществлять контроль правильности их ведения.
6

5.2 Схема контроля за ведением журнала:
 заполнение журнала на 10.09. – оформление титульного листа, списки обучающихся
на первых страницах по всем учебным предметам, в сводной ведомости учета
успеваемости, оглавление, общие сведения об учащихся, сведения о количестве
уроков, пропущенных учащимися, листок здоровья;
 журнал проверяется не реже одного раза в 2 месяца на предмет правильности и
своевременности записи тем уроков по учебным предметам, плотности и
объективности опроса, дозировки домашних заданий;
 в конце каждой учебной четверти при проверке уделяется внимание фактическому
усвоению программы (соответствие учебному плану и рабочей программе);
объективности выставленных текущих и итоговых отметок; наличию контрольных и
текущих проверочных работ; правильности записи замены уроков; проведению
уроков-экскурсий;
 в конце года классный руководитель сдаѐт журнал на проверку заместителю
директора только после того, как учителя-предметники уже отчитались по итогам
года перед заместителем директора.
5.3. Кроме указанных обязательных проверок могут быть еще целевые проверки, а также
проверки, проводимые финансовыми органами. Член администрации школы, проверяющий
журнал, обязательно делает запись на стр. «Замечания по ведению классного журнала».
Кроме замечаний делается также пометка об устранении отмеченных недостатков и сроках
их устранения.
5.4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ежегодно проводит
инструктаж учителей каждой параллели по требованиям, предъявляемым к ведению
журнала, с учетом изучаемых дисциплин; дает указания учителям о четком распределении
страниц журнала, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости обучающихся
на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет
5.5. Страница «Замечания по ведению классного журнала» заполняется заместителем
директора по учебно-воспитательной работе или директором школы.
5.6. Результаты проверки классных журналов заместителем директора школы
необходимо отражать в аналитической справке, на основании которых директор школы по
мере необходимости издает приказ по содержанию данной проверки. Учителя-предметники
и классный руководитель знакомятся с содержанием справки, что фиксируется подписью в
справке.
По итогам повторной проверки делается отметка об устранении обнаруженных ранее
замечаний. Все записи подкрепляются подписью проверяющего. В случае нарушений,
допущенных при ведении классного журнала, учителю-предметнику или классному
руководителю, а также заместителю директора по учебной работе может быть объявлено
дисциплинарное взыскание за невыполнение своих должностных обязанностей в
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
5.7. В конце каждого учебного года журналы, проверенные и подписанные директором
или заместителем директора по УВР, сдаются в архив школы. После 5-летнего хранения из
журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся
класса. Сформированные дела хранятся не менее 25 лет.
5.8. Итоги ведения журнала подводятся каждое полугодие на административных
совещаниях.

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(928) 052-94-48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».